+7 (495) 728-09-39
org@cfoforum.ru

Зарегистрироваться на Форум
22 февраля

Юристы предупреждают о наступлении на корпорации

Государство намерено усилить давление на компании, лишая их возможности налоговой оптимизации, уверены юристы, объединившиеся в рамках «Круглого стола финансовых директоров» (КСФД).

Атаке подвергнутся самые распространенные на рынке инструменты оптимизации налогов — роялти и выплаты комиссионных агентам.

В начале февраля министр финансов Антон Силуанов утвердил план деятельности ФНС на 2012 год. Главное место в нем занимают мероприятия по совершенствованию налогового администрирования. В прошлом году, по оценкам Минфина, за счет повышения собираемости удалось мобилизовать 200 млрд руб. Этот курс будет продолжен, убежден гендиректор КСФД Дмитрий Малышев. Исключительно за счет увеличения ставок налогов бюджет вряд ли удастся существенно пополнить — могут просто вырасти масштабы уклонения.

Арбитражная практика в этом направлении уже начинает меняться. Самыми серьезными последствиями для бизнеса грозит недавнее решение Высшего арбитражного суда (ВАС) по механизму так называемой «тонкой капитализации». Это один из самых распространенных способов реинвестирования прибыли российских компаний. Средства, необходимые на развитие бизнеса, оформляются как займы от зарубежных, зачастую зарегистрированных в офшорах материнских компаний, а полученная прибыль потом выводится из страны под видом выплаты процентов по кредитам. ВАС решил, что если кредиты материнских компаний более чем втрое превышают капитализацию компании, то проценты по ним признаются дивидендами, которые облагаются в России по ставке 20%.

Партнер компании PwC Владимир Виноградов предполагает, что дальнейшее давление на механизм «тонкой капитализации» может привести к переходу части бизнеса на более прозрачные и прямые способы инвестирования. Но только после того, как будут опробованы все альтернативные схемы оптимизации. Прямое инвестирование крайне невыгодно и рискованно для бизнеса, так как вложения реально начинают окупаться только лет через пять после их инвестирования. Малышев считает, что бизнес попробует перевести «тонкую капитализацию» на формально независимые зарубежные структуры. Но это может и не помочь. Одна из крупных российских нефтяных компаний уже проиграла в первой инстанции дело, в котором налоговиками была прослежена сложнейшая схема из нескольких десятков юрлиц, в том числе и формально не связанных с нефтяниками. Сейчас для налоговиков важно наладить обмен информацией с другими юрисдикциями. По словам юриста, с кипрской стороной такое взаимодействие уже существует.

Качественно изменился подход налоговиков к сбору доказательной базы при использовании в схемах оптимизации фирм-однодневок. По словам Малышева, уже бывали случаи, когда ФНС производила доначисления в размере около 1 млрд руб., проследив цепочку из двух десятков однодневок. Он предполагает, что налоговики не будут ограничивать свой интерес только к фирмам, связанным между собой прямыми правами владения, а станут определять реальную взаимозависимость. Потенциал в этом направлении у налоговиков очень большой. Старший партнер «КСК групп» Игорь Островский обращает внимание, что сейчас арбитражная практика по фирмам-однодневкам складывается как 6:4 в пользу налогоплательщика. В кризисный 2009 год было 8:2 в пользу ФНС.

Налоговые органы станут все больше внимания обращать на сущность экономических процессов, а «не на то, как формально они обставлены», предупреждает Виноградов. Наибольшему риску будут подвергаться выплаты роялти зарубежным компаниям за пользование оформленными на них брендами, предполагает Малышев. «Если компания раньше расходы по лицензионным договорам не несла, а в какой-то момент начинает платить роялти, то налоговики подозревают под этим получение необоснованной выгоды», — поясняет юрист. Будут выяснять, откуда бренд взялся у зарубежной компании. Подозрение может вызывать также размер таких платежей, доходящий иногда до 10–20% в затратах российских компаний.

Рискованными могут оказаться различные агентские схемы. «Если компании раньше работали напрямую, а тут между ними появляется агент, иногда берущий до 100–150 млн руб. в год за привод только одного клиента, то у налоговой это явно вызовет вопросы. Хотя с точки зрения закона все в рамках», — предупреждает Малышев.

Наш бизнес предпочитает пользоваться простыми, но рискованными схемами налоговой оптимизации. Хотя при использовании более сложных, но легальных механизмов можно обеспечить вполне приемлемый экономический результат и избежать серьезных последствий. Юристы советуют бизнесу «не заниматься самолечением», а обращаться к услугам профессионалов, которые, по словам Островского, готовы предоставить компаниям такую услугу, как «имитация налоговой проверки», а также провести бизнес-тренинги «осмотр-обыск» и «опрос-допрос».

Партнеры

sapran_mono

Первая

Проект IT

Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС

Информационные партнеры

Эксперт

Практическое налоговое планирование

Банкир.РУ

Российский налоговый портал

Консультант

Клерк

E-xecutive

GAAP

Финам FM


Официальные спонсоры

Организатор

КСК груп

Руководство и история компании КСК групп, Премия ФИНАМ ФМ Островский Игорь Мариович (видео), Мнение бизнес-эксперта Островского Игоря Мариовича о секретах формирования положительной репутации компании, Островский Игорь Мариович - об управлении репутацией компании

Регистрация

ФИО*

Компания*

Должность

Контактный телефон

Электронная почта*

Комментарий

* — поля обязательные для заполнения

Ваша заявка принята. В ближайшее время с вами свяжется наш менеджер, для уточнения деталей.

?>